Заметка оформлена как ответы ЧА-ВО, (Часто Задаваемые Вопросы) в различных ветках интернета, по мотивам моей иконы
Современное искусство и современная церковь и РПЦ в том числе, не стоят на месте. Наши батюшки и особенно проповедники в том числе активно пользуются современными технологиями, включая интернет, чаты, социальные сети.
Современный православный художник-иконописец, если таковой прошел путь классического письма икон в канонах, просто классической живописи, имеет знания в анатомии, при наличии осознанности имеет моральное право пользоваться современными технологиями, включая таких помощников как ИИ. Это по моему скромному мнению. НО! тут есть тонкая грань к самочинству и даже к ереси.
Путь любого настоящего произведения, а особенно иконы – только через ЛИЧНОЕ переживание, осознанность, преемственная связь с прежними поколениями иконописцев и иконографией конкретного человека – в данном случае нашего Господа Иисуса Христа во младенческом возрасте. Андрей Рублёв был для своего времени новатором и модернистом. Про Леонардо Да Винчи вообще молчу. Его техника микронного послойного письма Моны Лизы сейчас необъяснима современной наукой. Есть мнение что это утраченная печатная технология неизвестным устройством. Это недостижимые высоты новаторства и мастерства. Также и сейчас – использование человеческого гения в виде иструмента ИИ для художника не может быть злом. Аргумент от противного – как простой кухонный нож – по статистике орудие убийства #1 в мире.
А теперь конкретика. Базовые черты я взял со своего ребятёнка, а мой помощник ИИ (российский сервис Кандинский от экосистемы Сбер) смикшировал и добавил исторические портретные черты с другой иконы и всех икон человеческой истории за полминуты в соотношении 30:70 – темные курчавые волосы, более весёлое, доброе и мудрое не по годам выражение лица.
Распятие мальчик держит не совсем каноническое. Мой помощник решил сделать доски креста как окончания костей. Меня это по началу смутило, но решил оставить, ибо этим подчеркивается идея memento mori. Если не копаться в деталях, которые несомненно важны, а думать глубже, лично у меня, вообще не укладыватся в голове следующее: как может малыш в таком возрасте уже знать что он будет казнён мучительной позорной смертью и при этом быть весёлым малышом, не сошедшим с ума? А Он, несомненно, знал. Каждый раз, когда я про это думаю, у меня наворачиваются горькие слёзы.
Другое лирическое отступление: по большому счету любой современный мальчик так или иначе будет ииеть образ и подобие божие при рождении, как и указано в нашем, не подлежащем сомнению первоисточнике. (Господь сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26), и дальше мы читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1, 27).
https://www.pravmir.ru/po-obrazu-i-podobiyu/).
По поводу заказной иконы. Да, это может быть заказная реальная икона на деревянной доске по мотивам этой цифровой картины. Осознанное родительство – это самое главное служение для человека. Это тяжкий труд с туманной наградой в будущем. Поэтому сейчас так много однодетных и даже бездетных. Не редкость когда мамочки и папочки называют своего ребёночка «мой ангелочек». В этом никто не находит кощунства, потому что тут есть толика Истины. Дети изначально безгрешны (не считая первородного греха), поэтому если родитель буквально молится на свое чадо, а чадо боготворит своего родителя – это говорит наша генетическая программа Троицы, Адама и всех людей после. Если какой-либо родитель закажет своё чадо в виде иконы Иисуса, я конечно же с моим помощником ИИ с радостью такую икону сделаю. Но в любом случае это будет мальчик, восточной расы, с карими глазами и тёмными курчавыми волосами, согласно моим тезисам выше.
По поводу маркетинга и рекламы. Для несведующих обьясняю: в отличие от артрынка западных стран, у российских художников нет личного агента, с кураторами и менеджерами по продажам и рекламе работают единицы, только раскрученные художники. Так что если встретите явные ляпы, ошибки, то не судите строго. Тут надо скорее сразу одёргивать, если художника явно заносит в бесовщину и сатанизм, что к сожалению сейчас не редкость.
У этой иконы есть анимация с голосом. Мою задумку также частично выполнил мой помощник Кандинский. В миссионерских целях озвучку я решил сделать на английском языке, потому что суммарная англоязычная аудитория составляет 1,5 миллиарда человек. А так как икона подписана греческими буквами, у иностранного зрителя теоретически возникнет интерес зачем и почему, что в итоге приведёт его в Русскую Православную Церковь.